Понедельник, Сентября 24, 2018
Text Size

Засодимский П.В.

—Я скажу: для чего ты живешь...—промолвил нищий, грустно посмотрев на меня. Ты наживаешь деньги для того, чтобы их прожить, а проживаешь их для того, чтобы иметь возможность наживать... Значит, ты живешь для рубля! А пока ты снуёшь и ко­лотишься в жизни, думая лишь о минуте, могильные черви уже дожидаются тебя...

"Небывалый посетитель".

Электр. библиотека Публицистика Жуковский В.А. О воспитании
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Что такое воспитание. Цель воспитания. Природное воспитание. Привычки. Теория и практика. Покорность. Система Руссо.
1847 год.

Что такое воспитание? Этот вопрос разрешится тогда, когда будет разрешён следующий: что такое здешняя жизнь? Здешняя жизнь есть приготовление земного человека к жизни высшей. Воспитание есть приготовление человека к принятию уроков здешней жизни. Какую форму не имели бы сии уроки, их смысл всегда один и тот же. Открытие этого смысла, независимо от формы, которая зависит от промысла, есть высший предмет воспитания. Для сего предмета должно быть в здравом теле образование здравой души, верно мыслящей, свободно действующей, чисто чувствующей, наконец, смиренно верующей.

Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей, а вся будущая—не иное, как бесконечное воспитание для Бога. Что есть назначение человека на земле? В одном слове—восстановление падшего в нём образа Божия. Воспитание должно в первые годы жизни сделать его способным пройти несколько шагов впоследствии для достижения этой цели. И так, человек образуется здесь воспитанием не для счастия, не для успеха в обществе, не для особенного какого-нибудь звания, даже не для добродетели; он образуется для веры в Бога (для веры христианской) и для безусловного предания воли своей в высшую волю (в чём истинная человеческая свобода). Из этого истекает всякое другое счастие, успех, нравственность, добродетель.

Воспитание должно образовать человека, гражданина, христианина. Человек—здравая душа в здравом теле. Гражданин—нравственность, просвещение, искусства, самостоятельность. Христианин–подчинение всего человека вере.

Всему основание—привычка. Природа человека есть то, что он есть от рождения. Это врождённое образуется воспитанием и жизнию и получает доброе или худое направление; но оно всегда остаётся в человеке. Каков в колыбельку, таков и в могилку.

Первое время воспитания для утверждения хороших привычек—самое верное средство для сего; основа всех других привычек—привычка к повиновению. Сила привычки доказывается ловкостью правой руки, которая, привыкая действовать более левой руки (Бог знает для чего), несравненно искуснее, нежели левая. Если бы в первые годы закрыть левый глаз и глядеть только правым, то, конечно, произошла бы между ими большая разница; но их действие более совокупно, нежели действия рук. Отчего нет разницы в наших ногах? Они всегда обе действуют совокупно.

Привычка даётся собственным опытом, влиянием внешних обстоятельств, содействием воспитания. Последнее тем успешнее, чем согласнее с действием опыта и чем более властвует обстоятельствами. Привычки могут быть умственные, нравственные и физические. Чем скорее угадает воспитатель тайну природы, то есть врождённые качества—и умственные, и нравственные, и физические—воспитанника, тем удачнее будет действовать на произведение привычек, способствующих развитию добрых и подавлению худых врождённых качеств. В этом состоит всё дело воспитания, то есть произведение лучшего на тех условиях, какие первоначально положила природа.

Продолжение будет.

Поэзия